Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Распечатать

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
Родителям следует обратить внимание на следующее:
1. Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза.
3. Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса. Если  вы  хотите,  чтобы  речь  вашего  ребёнка  отвечала  возрастной  норме,  а  словарь  был  достаточно  богатым,  старайтесь,   сами  говорить  правильно,  больше  времени  находить  для  общения  с  ребёнком и заниматься  с  ним.
6. Состояние связной речи. Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.
А также:
Развитие мелкой моторики.
Лепка, рисование, шнуровка, графические упражнения, штриховка, собирание пазлов, мозаики.
Состояние пространственных функций. Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
Коммуникативные функции. Общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции.
Состояние игровой деятельности. Умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила.
Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное. Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное -своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.
Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.
Успехов вам!