Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
Родителям следует
обратить внимание
на следующее:
1.
Состояние звукопроизношения
. Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.
2.
Состояние фонематических процессов
. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза.
3.
Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4.
Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5.
Состояние словарного запаса
. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, сами говорить правильно, больше времени находить для общения с ребёнком и заниматься с ним.
6.
Состояние связной речи.
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.
А также:
Развитие мелкой моторики.
Лепка, рисование, шнуровка, графические упражнения, штриховка, собирание пазлов, мозаики.
Состояние пространственных функций
. Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
Коммуникативные функции.
Общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции.
Состояние игровой деятельности.
Умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила.
Мотивация
(наличие желания учиться, узнавать новое).
Развитие элементарных математических навыков
(счет в пределах 10, решение элементарных задач).
Развитие процессов внимания, памяти
(например, запоминание 7-8 слов, предметов).
Развитие мышления
(обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное. Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное -своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.
Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.
Успехов вам!